ИГРА  «ХВОСТИКИ»

 

Цель. Взаимодействие с членами семьи, улучшение пространственной ориентации, обучение приёмам релаксации.

Содержание.  Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту и привязывает (сам или с помощью взрослых) его себе и маме, папе, старшей сестре и т.д. Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения тигрят, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь поймать  друг друга и схватить за хвостик.

  Варианты  игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из членов семьи; сначала могут ловить тигрят только взрослые, а потом только ребёнок, и наоборот.

  В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:

  - просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;

  - лёжа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как  дышат уставшие тигрята, как дышим мы сами, как  дышит мышка и т.д.

  - лёжа на ковре, потянуться;

  - встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперёд, не отрывая от ковра, и потянуться;

  - опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;

  - чередовать последние два упражнения.

В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязав их, превратиться снова в людей.

Примечание.  В эту игру можно играть и с группой детей и родителей. В таком случае дети сначала догоняют друг друга, потом взрослых (или наоборот) или все участники догоняют одного из играющих. Если дети неохотно вступают в игру, пусть малыш сначала догоняет только свою маму, а она – только его.

 При использовании игры в работе с детьми старше 4 – х лет шарфики можно заменить платочками и не привязывать их, а затыкать за пояс. В этом случае после окончания игры побеждает тот, кто догнал больше всех тигрят и собрал самое большое количество платочков – хвостиков.   


  «PUZZLE»

 

Цель. Взаимодействие с членами семьи, развитие восприятия, внимания мышления.

Содержание   Дети и взрослые члены семьи участвуют в игре вместе. Отдельные части мозаики делятся между всеми участниками. Количество деталей у каждого должно быть пропорционально его возможностям. Например, если ребёнок совсем мал или не умеет самостоятельно складывать мозаику, можно дать ему только одну деталь, которую он вложит, когда всё изображение будет готово. Если ребёнок самостоятельно собирает картинку, взрослые могут взять

по одной детали, а остальные отдать малышу. Возможен вариант, когда детали следует разделить поровну между всеми играющими.                

   Совместное складывание мозаик поможет наладить взаимоотношения между детьми, если их в семье двое, трое и больше.

   Взрослые после неудачного опыта детей (если те во время игры поссорятся и даже подерутся), могут спросить у них, почему картинка не получилась. Если дети не могут рассказать об этом сами,  взрослые говорят им, что именно помешало работе (плохие слова,  жадность, желание всё сделать самому и др.). После такой беседы  надо предложить детям ещё раз собрать мозаику и обязательно  похвалить каждого из детей, если они проявили какие – либо навыки взаимодействия в повторной игре.

  Для того чтобы развивать внимание малышей, можно добавить в комплект мозаики 1 – 2 картинки из другого набора и подождать, когда ребёнок заметит это сам или, если ребёнок ещё мал, показать ему, что деталь не подходит к картинке (для этого надо попробовать вместе с ребёнком приложить её по очереди в разные места готового изображения).

Примечание.  Родители могут использовать готовый вариант мозаики, а   можно сделать её самим, вместе с детьми, разрезав для этого старые открытки, календарики. Как правило, в самодельные игры, сделанные совместно всеми членами семьи, дети играют с большим удовольствием.

 

 

«ЗАЙЧИКИ  И  СЛОНИКИ»

 

Цель.  Повышение самооценки и тревожных детей.

Содержание.  Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

  Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами:

большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Примечание.

В эту игру могут играть мама или папа с ребёнком или все члены семьи.

 

«ПОМОГИ  ЗВЕРЮШКАМ»

 

Цель. Развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и выполнять инструкции.

Содержание.  Взрослый заранее готовит 3 – 4 игрушки (или цветные картинки), например: рыжую лисичку, серую мышку, белого зайку, коричневого медвежонка и такое же количество картонных квадратиков (оранжевый, серый, белый, коричневый).

  Разложив квадратики на столе, взрослый говорит, что зверюшки заблудились и ищут свои домики. Он просит ребёнка помочь зверюшкам.

Маленьким детям сначала необходимо помочь сравнить цвет лисички, зайчика и других зверят с цветом их домиков. Для более старших детей можно усложнить задание: взрослый размещает животных, специально перепутав домики (лисичку – в серый домик, зайку – в коричневый и т.д.), и просит ребёнка исправить ошибку.

  Можно попросить ребёнка проводить мишку в гости в белый домик, зайчика – в оранжевый домик и др.                           

                           

                                                        «РАЗ  ЖУЧОК, ДВА  ЖУЧОК»

 

Цель.  Развитие умения классифицировать предметы.

Содержание.  Взрослый готовит 20 – 30 маленьких карточек, на которых изображены какие - либо предметы или животные, по 5 –6 одинаковых карточек (можно воспользоваться карточками из дидактического материала по математике). Например: 5 картинок с изображением мячика, 5 – с изображением машинки, 5 – с изображением жучка и т.д. Ребёнок должен отыскать одинаковые картинки, разложив их по группам. Более сложный вариант: сначала ребёнок раскладывает  карточки в зависимости от того, что на них нарисовано, а затем родители просят его найти и отложить карточки, где изображены только красные (или только круглые) предметы и т.д.


 «СЛОЖИ  КАРТИНКУ»

 

Цель.  Развитие восприятия, внимания, мышления ребёнка.

Содержание. Взрослый берёт несколько парных цветных картинок (мяч, заяц, дом, кораблик и т.д.). Одна из карточек каждой пары разрезается на 2 – 3 части.

 Ребёнку выдаётся карточка – образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребёнок освоит это задание, можно складывать картинку без помощи образца. Кроме того, чем старше ребёнок, тем на большее количество  деталей можно разрезать картинку.

 

Примечание.   

Конечно, родители могут воспользоваться и готовыми головоломками, но самодельные разрезанные картинки могут оказаться не менее полезными. Прежде всего они могут быть вырезаны совместно с малышом. Даже если ребёнок держался только за ножницы вместе с вами, он воспринимает это так, что помогает, поэтому совместно изготовленные игры нравятся ему. Кроме того, для этого занятия можно выбрать именно те

изображения, которые очень нравятся малышу и привлекают его. Детали покупной головоломки могут быть слишком мелкими для ребёнка. Самодельные же пособия создаются родителями, которые хорошо знают возможности своего ребёнка.

 «ПОСТРОЙ  ГАРАЖ»

 

Цель. Развитие умения работать по схеме, пространственной ориентации.

Содержание. Взрослый строит за экраном (за листом бумаги, за книжкой), чтобы ребёнок не видел, гараж из 3 – 4 деталей крупного конструктора  LEGO разного цвета (или из обычных деревянных, пластмассовых кубиков). Затем он показывает ребёнку постройку и ставит в гараж маленькую машинку. Ребёнок должен построить для другой маленькой машинки точно такой гараж.

  Если вы играете с девочкой, можно построить не гараж, а домик  для пупсика.

 

ИГРЫ  НА  ПЛЯЖЕ

 

«ТРОПИНКА – ДОРОЖКА – ГОРА»

 

Цель. Развитие координации движений, развитие внимания,

получение новых телесных ощущений, профилактика плоскостопия.

Содержание. Взрослый предлагает ребёнку отправиться в

путешествие и устраивает для этого:

1.      тропинку – выкладывает камушками извилистую тропинку 20 – 30 см шириной;

2.      дорожку – ограничивает двумя рядами камушков ровную прямую полосу земли 50 – 60 см шириной;

3.      горку – насыпает горкой песок.

Затем взрослый объясняет ребёнку, где находится узкая тропинка, прямая широкая дорожка и высокая горка.

По команде взрослого ребёнок отправляется в путешествие. Если взрослый говорит: «Тропинка», - ребёнок должен осторожно, двумя ножками (босыми) пройти по камушкам, не заходя за края обозначенной тропинки.

   После слова «дорожка» ребёнок должен проползти на четвереньках по дорожке, не вылезая за её границы.

   По команде «горка» ребёнок взбегает или вползает (в зависимости от возраста, своих возможностей, высоты горки и материала, из которого она сделана) на горку.


«ПОПАДИ  В  ЦЕЛЬ»

 

Цель.  Развитие координации движений, умение попадать в цель.

Содержание. Взрослый сажает ребёнка на песок и ставит на расстоянии 30 – 60 см от него (в зависимости от возраста ребёнка и навыков ребёнка) пластмассовое ведёрко. Затем взрослый  и ребёнок по очереди бросают камушки, стараясь попасть в цель.

Эта простая игра делает пребывание на пляже более безопасным как для ребёнка, так и для окружающих. Взрослый предлагает ему образец приемлемого использования камушков, которые всегда притягивают внимание любого ребёнка. Но если этот интерес не направляется взрослым, ребёнок, как правило, просто набирает полную горсть камней и бросает их, не глядя вокруг.


«ПРОКАТИ  МЯЧ»

 

Цель. Развитие координации движений, умения катать мяч в заданном направлении.

Содержание. Взрослый обозначает двумя рядами камушков полоску 50 – 60 см шириной и длиной примерно один метр. С одной стороны полосы он садится сам, а с другой сажает ребёнка.  Взрослый и ребёнок по очереди отталкивают от себя мяч, стараясь направить его движения к противоположной стороне полосы. Причём надо постараться, чтобы мяч не выкатился за обозначенные камушками пределы. 

  «ДОСТАНЬ  РАКУШКУ»

Цель. Развитие внимания, координации движений.

Содержание. Взрослый предлагает ребёнку достать «клад» со дна моря. Для этого он находит очень красивый камень или большую ракушку, разглядывает  их вместе с малышом. Затем камушек или ракушка опускаются на дно (глубина должна быть не больше 15 – 20 см), и ребёнок должен попытаться достать, отыскав нужную ракушку среди других камней и ракушек. Если это занятие покажется родителям небезопасным, можно провести его, налив воды в большое ведёрко или в детский бассейн и предварительно опустив туда несколько камушек.   Водный слой обычно затрудняет процесс доставания «клада». Вода колеблется да ещё способствует возникновению зрительной близости предмета, поэтому взрослый на первых порах помогает ребёнку достать камушек или ракушку.  Эта простая игра поможет постепенно освоиться в воде тем малышам, которые боятся купаться. В этом случае родители постепенно могут увеличивать количество воды в детском бассейне.

 

ИГРЫ  В  ОГОРОДЕ

 «ВКУСНЫЙ  ЧАЙ»

 

Цель. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.

Содержание. Взрослый предлагает ребёнку заварить вкусный и полезный чай. На скамейке или столе он раскладывает 3 – 4 листка разных растений: мяты, смородины, малины, вишни, шиповника и т.д. Затем он даёт ребёнку один любой листик, например смородины, и просит его найти в огороде такой же (если ребёнок плохо ориентируется в огороде, взрослый сопровождает его). Когда ребёнок принесёт похожий лист, ему дают новое задание и т.д.

 Во время игры взрослый рассказывает ребёнку об особенностях растений и объясняет, как правильно срывать  лист, чтобы не повредить растение. Затем взрослый вместе с ребёнком может вымыть листики (эта процедура будет способствовать развитию мелкой моторики, а значит и развитию речи), сравнивать их по запаху, цвету, размеру, потрогать шершавый или гладкий лист (это будет способствовать развитию мышления, речи, зрительного и тактильного  восприятия). Собранные листки можно добавить в чай.

Примечание.  

Если взрослый захочет продолжить игру, он может приготовить отдельно чай только из листьев смородины, из листьев малины (добавив в него немного ягод), из листьев мяты и т.д., а затем сравнить их по вкусу.

   Данную игру можно превратить в ритуал, если каждое утро знакомить ребёнка с одним новым растением.


«БОЛЬШОЙ  ИЛИ  МАЛЕНЬКИЙ»

 

Цель. Развитие умения ребёнка сравнивать предметы по величине.

Содержание. Когда придёт время собирать урожай, ребёнок с удовольствием присоединится к этому процессу, если взрослый заинтересует его. Чтобы ребёнок принимал активное участие в сборе овощей и фруктов, но в то же время не попортил грядки и не повредил растения, взрослый может привлечь его на этапе сортировки урожая. Например, предложив ребёнку разложить ягоды в разные ёмкости: маленькие ягодки – в маленькую мисочку, большие ягодки – в большую мисочку.

Примечание. 

 Если родители беспокоятся, что ребёнок помнёт ягоды, можно налить в миску воды.


  «САМОДЕЛЬНЫЕ  РАСКРАСКИ»

 

Цель. Развитие моторики и координации движений.

Содержание.

Взрослый вместе с ребёнком обводит на листе бумаги

контур листа или плода какого – либо растения, рассказывает

об этом растении, а затем закрашивает его. Можно обвести контур на земле или песке. В этом случае ребёнок заштриховывает контуры палочкой, в то время как взрослый занимается своими делами.

 

«ЧТО  РАСТЁТ  НА  ОГОРОДЕ»

(Модификация игры «Съедобное – несъедобное»)

 

Цель. Развитие внимания.

Содержание.

1 – й вариант.. Взрослый бросает ребёнку мяч и

называет любое знакомое ребёнку растение, овощ, фрукт. Если это растение (например, огурец, малина, укроп и т.д.) есть у бабушки на огороде, ребёнок ловит мяч, если взрослый называет, например: «банан», «ёлка» и т.д., ребёнок не ловит мяч Эта игра вполне подходит для детей 2,5 – 3 лет.

 2 – й вариант.. Взрослый берёт в руки мяч и называет любое растение, которое растёт на огороде, после этого бросает мяч ребёнку, который должен продолжить игру, назвав следующее растение и т.д.                  

 

ИГРЫ  В  ВАННОЙ  КОМНАТЕ

 

«ВОДОМЕРЫ»

Цель Развитие восприятия.

Содержание.   В большое ведро налить воды и предложить ребёнку    померить, сколько стаканов воды содержится в нём, перелить воду ковшиком из полного ведра в пустое. В этой игре                                            можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край»                                             

 

  «ПОЙМАЙ  ЛЬДИНКУ»

 

Цель.   Развитие координации движений ребёнка.

Содержание. Взрослый опускает в миску с тёплой водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит, льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Ребёнок достаёт из воды льдинки и складывает в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый может спросить: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они превратились в воду и растаяли. Давай вместе сосчитаем, сколько льдинок не растаяло!»

 

«ПИНГВИНЫ  И  БЕГЕМОТИКИ»

 

Цель.  Закрепление в сознании ребёнка понятий «тёплый»,

«холодный».

Содержание.   Для этой игры необходимо 3 – 4 игрушечных бегемотика и столько же пингвинчиков (желательно, чтобы игрушки были резиновыми или пластмассовыми). Взрослый ставит на пол или  скамейку 6 – 8 мисок или маленьких ванночек. Несколько из них наполняет прохладной водой, а остальные тёплой и говорит ребёнку: «К нам в гости пришли звери: бегемоты и пингвины. Они хотят искупаться, но бегемоты любят купаться в тёплой воде, а пингвины – в холодной. Давай искупаем зверей». Ребёнок опускает в тёплую воду игрушечных бегемотиков, а в прохладную воду –   пингвинчиков.


  «РАСТИ – РАСТИ, ЦВЕТОЧЕК!»

 

Цель.  Снятие у ребёнка страха перед принятием душа.

Содержание.    Чтобы ребёнок не боялся мыться под душем, психологи рекомендуют проводить следующую подготовительную процедуру: на лицо и открытые части тела ребёнка капать тёплой водой.

Желательно это делать в игровой форме, например, так. Ребёнку объясняют, что все растения начинают быстро расти, если на них капают капли тёплого дождя. Далее взрослый предлагает ребёнку стать маленьким цветочком. «Цветочек» приседает на корточки, в это время на него начинает капать дождик, то есть взрослый аккуратно посылает с мокрой ладони на малыша капельки тёплой воды: сначала на ноги и руки и только потом на шею и  лицо. «Цветочек» медленно начинает расти и становится большим, после этого взрослый и ребёнок меняются ролями. Первоначально роль «цветочка» может сыграть и сам взрослый. Это делается в том случае, если ребёнку надо показать пример, чтобы тот не испугался новой роли.