Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста в условия ДОУ.

 

Консультацию для родителей подготовил

заведующий МБДОУ № 23

И.А. Макушева

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. Здоровьесберегающие технологии в детском саду  включает в себя комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных мероприятий на разных возрастных ступенях и осуществляется на трех уровнях:

1. Организационно-методическом (направленность образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование). Осуществляется через изучение программ; работу методического объединения воспитателей ДОУ, где изучается опыт работы дошкольных учреждений района, города; через самообразование педагогов.

2. Воспитательно-образовательном (оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса: учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов; валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка; учет его индивидуальных особенностей и интересов; представление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка). В основе всей воспитательно-образовательной работы лежат еженедельные оздоровительные, интегрированные музыкальные и физкультурные занятия; партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня; в структуру оздоровительных занятий вплетены различные виды деятельности (дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, ритмические танцы, творческая импровизация) ; физкультурные досуги и развлечения, праздники и дни здоровья; занятия разных форм; участие в спартакиадах и соревнованиях; знакомство с разными видами спорта; внедрение новых форм работы по физическому развитию: использование новых подходов и методик по физическому воспитанию девочек и мальчиков.

3. Взаимодействие с семьей (разработка и реализация единых подходов к физическому воспитанию и оздоровлению детей) через: родительские собрания, семинары-практикумы, родительский клуб "Здоровячок"; привлечение родителей к участию в конкурсах, совместных праздниках и развлечениях; проектах.

В результате систематической планомерной работы наблюдается: повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; овладение детьми навыками здорового образа жизни; скоординирована работа педагогического и медицинского персоналов по комплексному оздоровлению детей в МБДОУ № 23; введен оптимальный режим оздоровительных мероприятий и активного отдыха детей; сформировано осознанное отношение детей и их родителей к состоянию собственного здоровья, как основному фактору успеха.

Климатические условия Краснодарского края, расположение города Новороссийска в уникальной  природной зоне Черноморского бассейна позволяют   использовать  компоненты природных факторов здоровьесбережения  - воздух, солнце, воду – круглогодично в условиях ДОУ. Внедрение инновационного проекта  «Использование климатических факторов региона  для  физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста».  будет  осуществляться на основе бережного отношения к здоровью детей, индивидуального подхода и в тесном взаимодействием  с семьями воспитанников. Проект будет внедряться поэтапно.

Этап информационно-аналитический предполагает :

  • информирование коллектива и родителей о реализации проекта;
  • исследование состояния инновационных образовательных процессов в МБДОУ № 23;
  • разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности;
  • создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ;
  • изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм методической работы;
  • подбор новых более эффективных форм для работы педагогами;
  • создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей.

Внедренческий этап:

  • реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках проекта;
  • вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта;
  • укрепление материально-технической базы ДОУ;
  • составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни;
  • разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в области физического развития и здоровья;
  • организация мастер-класса для педагогов и родителей;
  • организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями;
  • реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей;
  • апробация системы работы по профилактике заболеваемости;
  • вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта;
  • составление перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по физическому развитию;
  • проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни;
  • разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников;
  • организация встреч родителей  с медицинскими работниками;
  • выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни;
  • проведение ежедневных оздоровительных мероприятий;
  • проведение консультаций с родителями;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды для реализации целей инновационного проекта.

Контрольно-регулировочный этап:

  • обмен инновационным опытом;
  • обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности и опыта работы;
  • экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности;
  • трансляция результатов реализации проекта;
  • организация самоанализа деятельности;
  • исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев;
  • создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.