20.07.2016, 15:28 | ||||||||||
Подготовил: старший воспитатель МБДОУ № 23 Герасименко Т. Ф.
Значимость экологического воспитания в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного общества во всем мире. Потребность в росте промышленного производства при росте численности населения закономерна. Сохранение баланса экологического благополучия и современного прогресса - проблема глобальная, решаемая на государственном уровне. В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей. У детей идет формирование экологического восприятия на основе обогащения их чувственного сенсорного опыта – умения слышать, видеть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эстетической целостности. Тема инновационного проекта, над которым в данное время работает МБДОУ № 23 города Новороссийска, связана с формированием социокультурных ценностей у воспитанников и их родителей на основе использования экологического туризма. И не просто туризма. Педагоги используют в работе с детьми такой вид двигательной активности как скандинавская ходьба. Как возникла столь необычная для дошкольного учреждения деятельность? Все очень закономерно. При открытии детского сада в 2012 году коллектив столкнулся с серьезной проблемой - слабое здоровье воспитанников. Адаптационный период был проведен с учетом щадящего режима, по всем нормам и правилам. При тщательном анализе этой проблемы было выявлено, что большое количество детей в учреждении это дети с врождёнными патологиями, низким иммунитетом, нарушением осанки, плоскостопием. Педагоги в своей профессиональной деятельности использовали уже опробированные, традиционные формы здоровьесбережения – соблюдение режима дня, рациональное питание, витаминизация блюд, закаливание солнцем, воздухом и водой, комплексы различных оздоровительных гимнастик. Но желание достичь оптимальных результатов подтолкнуло на поиск новых формы оздоровления. Специалисты нашего детского сада заинтересовались новым в России видом ходьбы – «Скандинавская ходьба». Что же это такое и целесообразно ли использовать ее в дошкольной организации? Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в 90-е годы в Финляндии. Оно вобрало в себя технику различных видов спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы). В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для людей разного возраста, с различной физической подготовкой. Такая ходьба дает положительные результаты для внутренних органов, укрепления и развития здоровья в целом. Например, при занятии бегом используется 45 % мышц тела, при езде на велосипеде 50%, при скандинавской ходьбе 90%. Считается, что не работают только мышцы лица. Но если человек будет улыбаться от хорошего настроения, то стопроцентная работа организма обеспечена. Изучив литературу, технику скандинавской ходьбы, детский сад внес изменения в физкультурно-оздоровительную работу учреждения, так как посчитал данный вид двигательной активности приемлемым и, что немаловажно, безопасным для детей дошкольного возраста, В осенний и зимний период физическая культура стала проводится на улице, чтобы увеличить пребывание детей на свежем воздухе. Так же 1 раз в неделю стали использовать скандинавскую ходьбу. Были созданы маршрутные тропы, которые давали возможность использовать дозированную ходьбу, с учетом возраста детей. Педагоги заметили, что проводя пешие прогулки по территории детского сада, дети стали проявлять любопытство по отношению к окружающему миру, небольшие остановки-привалы стали наполняться новым познавательным содержанием. Обычное в детском саду наблюдение стало для детей недостаточным. В этой связи детский сад поставил перед собой задачу объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Через экологическое воспитание формировать правила и нормы социального поведения, которое бы было в интересах человека, семьи и общества. Из комплекса условий – большой, рельефной территории детского сада, интереса детей к окружающему миру, естественной потребности в двигательной активности дошкольников – сложилась предпосылка к созданию экологического туризма в детском саду. По решению педагогического совета в организации стартовал инновационный образовательный проект «Экотуризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей». Инновационная деятельность - непростой процесс для детского сада, требующий поэтапного планирования работы учреждения. В настоящее время проводится внедренческий этап. На первом этапе была проработана и подготовлена теоретическая составляющая проекта. А для успешной и качественной работы по данному направлению коллективом проведена большая работа по созданию условий в развивающей предметно - пространственной среде детского сада. Насыщенна среда в групповых помещениях для организации опытов, экспериментов и наблюдений. На уличном пространстве территории детского сада были организованы:
В помещении детского сада среду пополнили:
В живом уголоке обитают:
В экологическом музее представлены:
В детском саду организована познавательно-исследовательская лаборатория, так как познавательное развитие в дошкольном образовании сейчас является приоритетным и предполагает развитие интересов детей, любознательности. А формирование первичных представлений об объектах окружающего мира гармонично сочетается с формированием экологической культуры в детях. Они знакомятся с красотой, разнообразием природы, учатся ее любить и беречь. Участниками образовательного проекта являются педагоги, дети и родители. Воспитатели, которые находятся с детьми больше времени, чем родители, понимают важное значение общения ребенка с членами семьи. Их влияние на формирование личности малыша основополагающее. В настоящее время возрастает роль образовательной организации в коррекции направления этого влияния. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов дошкольного образования на развитие личностно-развивающего взаимодействия взрослых с ребенком. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. Таким образом, семьей принимаются и выполняются социальные правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует поведение личности в интересах человека, семьи и общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека. Консультации, семинары, мастер-классы, практикумы, круглые столы – все эти мероприятия помогли создать в учреждении крепкую, профессиональную команду педагогов, которые с энтузиазмом работают с детьми, видят их потребности, поддерживают их инициативу. В работе с воспитанниками детский сад использует следующие формы:
МБДОУ № 23 - детский сад новый. Деревья на территории еще маленькие. Но в шаговой доступности находится большой зеленый стадион, парк Дома культуры, парковая зона у детского сада и лес. Все это помогает проводить интересные экскурсии, мини-походы. Обогащение чувственно- эмоционального контакта с природой у детей – это залог успешной реализации задач экологического воспитания в дошкольном возрасте. Проектная деятельность в условиях ДОУ является современной педагогической технологией, которая эффективна в формировании у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающему миру. В детском саду уже стали традиционными экологические проекты «У самого Черного моря», «Сбережем лес - сделаем елку сами!», «Цветы для ветеранов», «Экологический марш», «Зеленый газон», «Аленький цветочек». В летнее время у детей есть возможность наблюдать, исследовать, трудиться в огородах, находящихся на территории игровых уличных участков. Родители являются самыми большими помощниками в деле воспитания. Взаимодействуя с ними, детский сад проводит:
Очень радует, когда инициатива проведения познавательного, экологического мероприятия исходит от них. Так при проведении акции «Зеленая роща» были посажены именные семейные деревья за которыми эти семьи бережно ухаживают. А замечательные скворечники, сделанные папами вместе с детьми, уже облюбовали птицы. К птичьим кормушкам в эту зиму спускались белки. Так все мы узнали о существовании этих животных на окраинах леса. В экологическую работу детского сада включаются люди разных поколений. Бабушки и дедушки помогают родителям в воспитании детей. Так у детского сада появилась добрая дружба с хором ветеранов района, чьи внуки посещают детский сад. Наблюдая за мини – походами и туристическими прогулками детей, они заинтересовались скандинавской ходьбой, и для них был организован и проведен мастер-класс. В свою очередь детский сад получили приглашение на проведение походов для клуба «Любознайка» в частные приусадебные хозяйства. Теперь у детского сада появятся новые познавательные маршруты под названием «В гости к бабушке», где дети смогут познакомиться с домашними животными, с растениями, которые растут в теплицах наших бабушек. Продуктом деятельности по экологическому туризму стало создание авторского методического обеспечения. Туда входят:
В заключении хочется отметить, что результат анализа, проведенного по физическому развитию и экологическому воспитанию детей, показывает положительную динамику, что не может не радовать коллектив детского сада. Перспективой профессиональной инновационной деятельности педагогический коллектив видит в:
Воспитывая юного россиянина, личность с активной гражданской позицией, необходимо помнить о том, что носителями экологической культуры должны быть прежде всего взрослые, которые личным примером, поступками, экологической культурой смогут воздействовать на внутренний хрупкий мир ребенка, который только учится сердцем прикасаться к красоте.
Литература:
| ||||||||||
| ||||||||||
Просмотров: 981 | Загрузок: 0 | |