«Экологический туризм в ДОУ"
14.07.2016, 05:58

«Экологический туризм  в ДОУ как эффективная форма развития духовно-нравственного воспитания дошкольников и  средство взаимного сотрудничества педагогов, воспитанников»

Автор статьи:

Тетерина Галина Анатольевна,

 воспитатель МБДОУ № 23,

г. Новороссийск

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, малой Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

Экологическое воспитание дошкольников –  одно из приоритетных направлений  воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование  культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью,  к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется  инновационный образовательный проект  «Экологический туризм с использованием скандинавских палок как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей».  Актуальность данной технологии    в формировании  правильного образа жизни у дошкольников,  профилактика и внедрение  новых  форм оздоровления детей, а также   развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение  представлений о природных и культурных особенностях родного края. Данный проект решает не только физкультурно-оздоровительные задачи, но  и  воспитательно-образовательные. Инновационный  образовательный проект объединяет  две  образовательные  области  дошкольного образования  «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

  Для реализации  инновации  была создана  развивающая предметно-пространственная среда  дошкольного учреждения. На территории  детского сада проложили «экологическую тропу»,   маршрутные дорожки, по которым дети путешествуют.  Исходя  из комплекса условий - большой, рельефной территории учреждения, интереса детей к окружающему миру -  были  организованы   метеостанция,  мини-зоопарк,  центры опытно-исследовательской деятельности  на верандах, аптечная поляна, луг нетронутой природы, огороды,  пруд,  мини - зоопарк, птичьи и беличьи кормушки (птичий столб). В помещении детского сада  для успешной и качественной работы по проекту организовали: экологический музей, живой уголок, зимний сад, лабораторию  познавательно-исследовательской деятельности, огороды на окошках, этнический музей.  Для реализации  инновационного проекта был закуплен спортивный инвентарь – скандинавские палки, организованы  места хранения, остановки-привалы, расчерчена  разметка для проведения разминок, зарядок, спортивных мероприятий, разработано авторское методическое обеспечение по теме проекта. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Специфика данной программы в том, что ребёнок должен почувствовать и познать природу, уникальность тех её представителей, которые стационарно проживают в  непосредственной близости от ребёнка и составляют его повседневное предметное окружение. Поэтому во время путешествий дети знакомятся, рассматривают растения и животных, которые  растут и живут на территории детского сада. Это расширяет  и обогащает первичные представления о себе, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве,  ребёнок накапливает  элементарные  представления из области живой природы, естествознания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Инновационный проект даёт возможность формировать у дошкольников  осознанно-правильное  отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится  на  её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе,  её представителях, знакомятся  с народными приметами,  литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые  поручения   что даёт возможность понять  меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию  что человек – часть природы. Процесс осознанно-правильного отношения  к природе сопровождается различными  видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).

Деятельность дошкольников, в контексте инновации,   это  путешествия  в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными  обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, села, сада. Воспитанники дошкольного учреждения  совершают туристические прогулки со скандинавскими палками по определённым маршрутам. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия. Начинается «Скандинавская ходьба» с одного места, где дети делают разминку и получают спортивный инвентарь, а затем идут по маршруту дня. Каждый последующий маршрут не повторяется, чтобы детям было интересно. Каждая  туристическая прогулка с различными заданиями, играми, познавательными беседами, экспериментами.  Это всегда образовательная информация, физическая нагрузка и положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы. Прогулки дают новые знания, воспитывают у  детей  нравственные качества (организованность,  отзывчивость, доброжелательность, учит налаживать взаимоотношения между сверстниками и взрослыми). Составной частью туристической прогулки является знакомство с историей родного края, села. В процессе восприятия различных предметов, явлений  дошкольники получают  опыт, который необходим для развития их мышления и речи. У детей развивается желание узнавать новое, расширяется кругозор, закладываются основы национального самосознания. Параллельно с познавательным развитием прогулки имеют большой оздоровительный  (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое  оздоровление), спортивно-тренировочный эффект (физическая тренировка организма дошкольников, обучение преодолению естественных препятствий, обучение ориентированию на местности), развлекательный (игры, соревнования), практический (сбор урожая, листьев, шишек, лекарственных трав с помощью  взрослых ,  различного природного материала), эстетический ( рисование на природе, лепка, аппликация, общение с друзьями). Как видим, туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.  Не случайно К.Д. Ушинский считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны, желание обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений. Знакомство и познание природы происходит не только в ходе рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов, бесед, а можно сказать  в «живую», путём наблюдений, экспериментирования, труда на природе. Когда всё можно не только посмотреть, но и потрогать своими руками. Проект интересен тем, что он организован в виде  игры-путешествия с  элементами познания нового. Дети с удовольствием ходят с палками по тропе, а на привалах выполняют задания, играют, общаются. Тем более,  что путешествия запланированы не только по территории детского сада, но и по территории посёлка,  по набережной города Новороссийска.

В работе по инновации активное участие принимают родители воспитанников. Они заинтересовались деятельность детского сада,  и для них был организован клуб «Любознайка». В свою очередь педагогами был проведён мастер-класс, на котором все желающие получили приглашение на проведение  совместных семейных  походов. Современное дошкольное воспитание и образование – это не только деятельность педагогов и детей. В этом процессе полноправными и незаменимыми участниками являются и семьи воспитанников. Поэтому проект затрагивает и активно привлекает  к инновационной деятельности  все поколения то мала до велика.

 Образовательная, оздоровительная работа в вопросе  развития детей, охраны и укрепления  здоровья  проводится с детьми и  их семьями. У детского сада появились новые познавательные семейные экологические маршруты «Черное море моё», «Поможем птицам зимой», «Суджукская коса - памятник природы Новороссийска», «Первоцветы Северного Кавказа». В этот процесс включились  бабушки и дедушки воспитанников, которые пригласили детей на свои приусадебные участки. Теперь у детского сада есть познавательный маршрут «В гости к бабушке», где дети  могут познакомиться с домашними животными, с растениями в домашних теплицах. Радует активное участие семей в различных экологических акциях, организованных в частности и по их инициативе. Так, при проведении акции «Зелёная роща»,  на территории детского сада  были посажены  деревья с именными табличками семей, за которыми они бережно ухаживают. Папы с детьми делают скворечники, кормушки, которые висят на территории сада и ближайшего парка. Это делает ценностным и значимым нашу профессиональную инновационную деятельность, потому что доброе дело связывает все поколения  единым полезным, социально значимым  делом, даёт возможность  родителям увидеть своих детей в непривычной для них деятельности, помогает найти общие интересы, дела, а значит, помогает  сплочению семей.

Параллельно происходит и самовоспитание молодых родителей, их обучение общению со своими детьми. Современные родители часто заняты своими проблемами, работой, не уделяют должного внимания  к детям в вопросах нравственно-духовного развития, забывая, что личный пример и совместные дела являются лучшими «воспитателями». В рамках инновационного образовательного проекта МБДОУ № 23 города Новороссийска  «Экотуризм с использованием скандинавской ходьбы  как способ формирования социокультурных ценностей  воспитанников  и  их  семей»,  у родителей появилась возможность повысить свои компетенции в вопросах воспитания,  познакомиться с историей, традициями родного края, получить  навыки экологического воспитания, осознанно-правильного отношения к природе  в  непринуждённой обстановке, на прогулке. Таким образом, через этот проект идет   просветительская и воспитательная работа педагогов с родителями, семьями воспитанников. Они их не только совместно участвуют в воспитательном процессе, но и  происходит позитивное сотрудничество, неформальное сближение. Родители видят заинтересованность дошкольного учреждения во взаимодействии, открытость педагогов и готовность принятия инициативы от родителей.  Положительный эффект данной работы затрагивает всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются  быть образцом  духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей.  Таким образом,  семьей принимаются  и выполняются социальные   правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует  поведение  личности в интересах человека, семьи и  общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.  

Литература:

1.

Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 108с.

2.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.- 65с.

3.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 21с.

4.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.- Воронеж. «Педагогика нового времени», 2009. – 5с.

 

Категория: Важно!!! | Добавил: ctvospitatel | Теги: инновации в образовании
Просмотров: 2672 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]